ГИС в исторических исследованиях. Постановка задачи и выбор средств

Уже можно кратко просуммировать опыт, накопленный в области использования ГИС при выполнении студенческой курсовой работы. На накопление опыта ушло порядка полугода. Немало, но учитывая то, что самообучение велось один на один с интернетом и книжками без живого человеческого общения и без возможности, воспользовавшись правом новичка, задать глупые вопросы более опытным коллегам — не так и много.

Первый этап: получить представление о возможностях современных ГИС-систем в применении к историческим исследованиям и сформулировать конкретную выполнимую в течение учебного года задачу к собственному проекту. Очень смешно, но на начальном этапе было совершенно непонятно, чего именно я хочу от компьютера. Было смутное ощущение, что он сможет мне помочь и как-то расширить мои возможности, но как — нужно было формулировать, а для этого нужно было действовать по старинке: забыть о существовании компьютера и честно ответить себе на вопрос: “чего я хочу?” Оказалось, что хотел я просто нанести на карту все упоминаемые в памятнике (Шицзи Сыма Цяня, предположительно I в. до н.э.) топонимы, снабдив каждое упоминание необходимым количеством сопутствующей информации (место в тексте, событийный контекст, инициатор соответствующего действия и, разумеется, датировка события).

После этого хотелось иметь возможность простейших выборок хотя бы по одному только хронологическому критерию (например: “хочу посмотреть на все топонимы, упоминаемые в контексте событий с 720 по 700 гг. до н.э.”) и отображения этих выборок на карте. Все. Оставалось только найти подходящий инструмент и приступить к работе.

В тот момент я еще слабо понимал, что такое GRASS, чем он по возможностям отличается от QGIS, и испытывал сильные сомнения в отношении того, что они вместе взятые действительно смогут заменить для меня ArcGIS, которым пользуется большая часть тех немногих историков, которые решили по каким-то причинам обратиться к помощи геоинформационных технологий (пользователей свободных ГИС-систем среди исследователей-гуманитариев я пока не встречал). Это была проблема “раннего признания” (early adoption) в ее классическом варианте. Вероятность того, что я потрачу несколько месяцев на освоение незрелого инструмента, который заставит меня решать массу технических проблем и при этом не позволит решить даже простейшие задачи собственно исследовательского характера, казалась очень высокой (и сейчас видно, что эти опасения были отнюдь не безосновательными). Но для начала опишем, какие инструменты мы рассматривали.

ArcGIS — мощный и наиболее популярный в настоящее время настольный GIS-пакет, имеющий несколько версий, различающихся как ценой, так и функциональными характеристиками. Ваш верный слуга видел лишь бесплатную версию ArcExplorer, предназначенную для просмотра данных, сгенерированных с помощью “больших” систем. Это его основной недостаток: редактировать и сохранять информацию ArcExplorer вам не даст. Функциональность полной версии ArcGIS меня бы безусловно удовлетворила, но оставалось небольшое “но”: цена. Я совершенно не планировал тратить 1500$ на курсовую работу. Если бы для образовательных учреждений предоставлялась скидка на порядок, тогда бы еще подумал, но российские дистрибьюторы таких скидок не дают. К тому же, большим для меня преимуществом была возможность доступа с ГИС-пакетом из Linux-окружения: к установке Windows специально ради науки я был готов, но воспринимал это именно как готовность пойти на жертву.

В результате через пару недель чтения статей на wikipedia и баловства с разными свободными ГИС-программами выбор остановился на двух безусловных лидерах: QGIS и GRASS.

В следующий раз поговорим о возможностях GRASS и QGIS (первого — лишь в тех скромных пределах, которые открыты мне самому) и опишем основные сложности, возникшие в связи с работой с этими замечательными программами, одна из которых по возможностям и простоте освоения несколько напоминает танк или военный вертолет, другая по стабильности и надежности работы с данными — детский планшет для рисования, созданные на котором творения, как правило, не живут долее 5-10 минут. Это теплая ирония: я очень обязан авторам этих программ и без них никогда бы не смог прийти к полученным результатам.

Leave a Reply

