О само собой разумеющемся

Время от времени попадаются сайты, где студентам даются практические рекомендации о том, как именно следует становиться историком. Пока что ни одного такого сайта на русском языке я не видел: по всей видимости, связано это с тем, что информация в таких рекомендациях достаточно очевидна: любой состоявшийся историк знает, что это так. Иными словами, если историку суждено состояться — дойдет своим умом. Не суждено — никакие дельные советы ему не помогут.

Возможно, это правильная позиция, но мне она не очень близка, в частности, потому, что я до сих пор не понимаю, насколько мне самому суждено всерьез заниматься историей. Поэтому такой вид легкого жульничества, как использование чужих полезных советов, считаю вполне для себя допустимым. Один из лучших известных мне наборов таких советов опубликован на сайте Йоркского университета. Содержание выглядит следующим образом:

  • Как извлечь максимум пользы из лекций и семинаров
  • Как правильно читать историю
  • Полезные советы о чтении на иностранном языке
  • Планирование и написание научных эссе
  • Представление эссе
  • Важное замечание о плагиате
  • Плагиат: что это такое и как этого избежать
  • Интернет

А внутри этих страниц пишут прописные истины:

  • Семинар никогда не будет успешным, если его участники не принимают в нем участия или, выражаясь проще, не говорят.
  • Когда вы выступаете с презентацией (или работой, или докладом, или с чем-либо иным, в зависимости от того, как это называется в вашей группе), ваша задача заключается в том, чтобы изложить материал просто и понятно вашим коллегам-одногруппникам – и никоим образом не представителю преподавательского состава – и, насколько это возможно, наметить точки для дальнейшего обсуждения. Их нужно стимулировать, провоцировать, обескураживать, раздражать, если хотите: главное — добиться от них потока идей, ответных реплик и действий.
  • … Хорошую лекцию можно определить следующим образом: это руководство по тем вопросам, которые перед вами никогда не будут раскрыты в книгах… Таким образом, лекции должны быть направлены на то, чтобы пролить свет на исторические проблемы, путем подвержения сомнению полученных знаний, постановки новых вопросов, изменения угла зрения, выдвижения сопоставлений, проверки альтернативных интерпретаций.
  • [При конспектировании] не следует попросту копировать все книги, которые вы читаете. Прежде всего, убедитесь, что вы изложили “факты” — т.е. основной материал, зачастую хронологический по природе, на котором основан ваш предмет. Затем сконцентрируйтесь на аргументации и обоснованиях. Лучший способ это сделать — это прочесть соответствующие разделы книг прежде чем что-либо писать. Затем задним числом подвести итог предложенным в них аргументам и обоснованиям. Таким образом, вы сможете избежать перенесения мертвых костей с одного кладбища на другое.
  • Старайтесь развить навыки критического мышления. Золотое правило здесь — предполагать, что все книги написаны безнадежными лжецами. Ничего не принимайте на веру.

Наверное, все это настолько само собой разумеется, что и цитировать не стоило. Не знаю. Для меня, по крайней мере, истинность этих слов очевидна до предельной степени — до слез.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s