GRASS и QGIS

Одно из основных преимуществ GRASS и QGIS — наличие хорошей документации (руководство пользователя QGIS, PDF; сайт проекта документирования GRASS), позволяющей практически “с нуля” войти в предмет GIS-систем, получить представление об их возможностях и о том, как их применять на практике. Именно из этой документации и удалось почерпнуть основные сведения о возможностях как GRASS (почти безграничных), так и QGIS.

Из этих двух приложений QGIS — относительно молодая разработка, представляющая собой в первую очередь средство для просмотра и визуализации GIS-данных, которое, впрочем, постоянно обрастает возможностями и в текущей версии (0.8) уже позволяет редактировать векторные слои с хранением их как в формате ESRI shapefile (стандарте де-факто для хранения векторных данных в ГИС-системах), так и в базе данных (для этого используется специальный GIS-плагин к PostgreSQL, PostGIS).

QGIS сильно упрощает жизнь. Он “на лету” преобразует слои, созданные в различных проекциях, дает довольно удобные средства для выборки и визуализации данных, содержащихся в атрибутах векторных слоев. Например, если среди использованных нами атрибутов для наносимых на карту объектов есть атрибут “дата”, то мы можем придать разный цвет нанесенным на карту точки в зависимости от значения этого атрибута (в нашем случае это дата, с которой связано упоминание некоторого события в тексте “Исторических записок” Сыма Цяня).

Топонимы эпохи Чуньцю для Сун, Ци, У и Чу (чем темнее, тем ближе к концу периода)

Топонимы эпохи Чуньцю для Сун, Ци, У и Чу (чем темнее, тем ближе к концу периода)

Другая удобная возможность — отображение на карте подмножества фигур, содержащихся в векторных слоях в соответствии с выбранными параметрами. Пожалуй, в моем случае она наиболее полезна. Например, составив простой SQL-подобный запрос, я могу ограничить отображение на карте лишь теми объектами, которые связаны с военной деятельностью за период, скажем, с 520 по 490 гг. до н.э. Или же вывести на карту только города, только реки и т.д.

К счастью, сегодня в свободном доступе имеется достаточно большое количество геоинформационных данных, которые сильно помогают в работе. С сервера NASA можно загрузить созданную на основе спутниковых фотографий физическую карту любого участка поверхности земного шара. С сервера Геологической экспедиции США можно получить рельефную карту в формате DEM, изначально мало пригодном для ииспользования в сыром черно-белом виде, но который затем можно “раскрасить” по вкусу с помощью GRASS. Наконец, “профильный” проект China Historical GIS предоставляет административные карты Китая, в т.ч. исторические — с 220 г. до н.э., карты речной системы и системы озер и др. Все эти карты превосходно накладываются друг на друга, а придание им прозрачности позволяет одновременно видеть объекты, нанесенные на нескольких наложенных друг на друга картах. Есть множество других проектов, предоставляющих ГИС-данные по Китаю и не только, и количество их со временем только увеличивается.

В свою очередь, GRASS совершенно необходим при обработке растровых данных (даже такая простая операция, как обрезка лишних участков растрового слоя, QGIS в данный момент не под силу), для оцифровки отсканированных бумажных карт и т.д. В случае, если какой-то из нужных возможностей нет в QGIS, в GRASS она найдется непременно. GRASS — это в действительно один из наиболее мощных ГИС-инструментов, имеющихся сегодня, с тем лишь недостатком, что изначально он создавался не как приложение с графическим интерфейсом, а как набор достаточно независимых друг от друга команд с интерфейсом командно-строчным, и сегодняшняя GUI-оболочка GRASS представляет собой лишь “обвязку” над этими командами.

Нельзя сказать, что эта проблема никем не осознается и не решается. Интерфейс графической оболочки GRASS от версии к версии становится все удобнее, но наиболее пригодным для использования неподготовленного новичка является упрощенный интерфейс к отдельным наиболее востребованным командам GRASS, реализованный в данный момент в виде модуля к QGIS. В этом модуле оставлены лишь наиболее востребованные параметры каждой команды, для остальных задаются некоторые разумные значения по умолчанию. Это упрощает работу с GRASS на порядок. Ниже приведет пример интерфейсов к одной и той же команде GRASS в “штатной” реализации GRASS и в “упрощенной” реализации QGIS.

Создание карты перепада высот на основе “сырой” карты в формате DEM. GRASS

Создание рельефной карты на основе “сырого” растрового слоя в формате DEM. GRASS

Создание карты перепада высот на основе “сырой” карты в формате DEM. QGIS

Создание рельефной карты на основе “сырого” растрового слоя в формате DEM. QGIS

Представляется, что разница достаточно очевидна и не требует комментариев.

Ежели этой ограниченной функциональности вдруг окажется недостаточно, то в этом же модуле всегда доступен командно-строчный интерфейс, с помощью которого можно получить доступ к возможностям GRASS во всей их полноте, сложности и мощи.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s