Почему романтики не любили Китай

Сразу должен попросить прощения за заголовочную уловку. Речь идет не о романтиках, а о представителях романтизма, самого раннего и настоящего.

Действительно, почему период увлечения всего просвещенного мира китайской культурой в XVIII в. вдруг превратился в массовое неприятие, граничащее с отвращением и испугом, в XIX в.?

Интересную мысль высказывает Эрик Хобсбаум в своей книжке “Век революции. Европа 1789-1848”. XVIII в. — время, когда люди особенно верили в разум и в самодостаточность человека. Для Европы это было новым, и проблемы, связанные с ограниченностью рационализма, казались разрешимыми. Открытие Китая пришлось в этой обстановке очень кстати. Узнав о существовании нехристианской культуры, основанной на своеобразном рационалистическом мировоззрении, предвозвестники промышленной эры лишь еще больше убеждались в своей правоте. Для них китайский конфуцианский рационализм был старшим братом: они избавились от метафизического мировоззрения только что, а в Китае его будто бы и не было никогда (в XVIII в. все действительно могло издалека представляться так просто, особенно при желании)…

А потом пришла революция, век промышленности, рассудка, серых единообразных промышленных зданий, век расы низкорослых изможденных английских рабочих, не доживающих до пятого десятка и прочих прелестей, непосредственно связанных с достижениями человечества, освободившегося от оков метафизики.

Светлое настоящее и послужило, по Хобсбауму, причиной обращения молодых людей по всей Европе к романтизму. Они все расходились в разные стороны, исходили все из одной точки — убегали от новоявленной серой рассудочной действительности.

Китай, который совсем недавно был другом и старшим братом, стал чудовищем. Европе, для того чтобы понять негативные стороны выхолощенной рассудочности, потребовалась лишь пара десятков лет. А неповоротливая азиатская громадина живет в ней тысячелетиями — вот ведь ужас-то!

Разумеется, все эти глупости никакого отношения к реальному Китаю не имеют. Много вопросов и к правильности наших сображений: правомерно ли размышления Вольтера экстраполировать на всех представителей XVIII в.? И кто еще в то время писал согласно с Вольтером?

Но тем не менее, страх и отвращение европейцев были вполне реальными и имеют под собой какие-то определенные причины. Кстати, нужно еще поприглядываться, насколько эти страхи пережиты в настоящее время.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s