Пятый день

Китай меняет людей. Окружение русской культуры — очень взрослое, суровое, отчасти жестокое. В ее рамках взрослые люди принимают нейтральную и серьезную общественную личину и замыкаются в себе.

В Китае такого нет. В той мере, в какой взрослый человек хочет быть ребенком (а это желание возникает у всех) — он может себе это позволить, не входя в противоречие с обстановкой. Отсюда невероятная популярность тутошних детских по существу радостей, в атмосферу которых так легко погрузиться. Жизнь становится проще и легче, а забот меньше.

Сдавали экзамен. Справа сидел поляк из Жешува, который вообще не знал ничего по-китайски. Лист с вариантами ответов он заполнял по принципу лотерейного билета. Справа сидел японец, щелкавший как семечки самые трудные для меня задания по аудированию, но почему-то немного застрявший на иероглифике — на них он то и дело пускал в ход ластик.

Завтра результаты, послезавтра — распределение по группам, на следующий день после этого — учеба.

* * *

Днем слушали информацию о получении виз от девушки-полицейского, которая сначала поприветствовала нас на весьма приличном английском, а далее обращалась к нам исключительно по-китайски через переводчицу. Переводчица пробовала себя в этом качестве впервые в жизни: английские фразы теряли в весе по сравнению с китайскими примерно в три раза, и смысл оригинальных реплик доходил до нас порой лишь во фрагментах (что вынуждало девушку-полицейского время от времени поправлять своего переводчика). Помимо вопросов, связанных с визами, нам говорили о том, как следует себя вести в Китае. Мы не должны слишком много пьянствовать, ездить без прав, терять паспорта, заниматься проституцией и т.д. — каждое такое предостережение девушка-полицейский старалась подкрепить убедительными примерами из практики работы с иностранными студентами. Несколько раз она повторила, что не хотела бы встретиться с нами при подобных обстоятельствах. Это заставило довольно остро прочувствовать своеобразие того образа жизни, в который нам предстоит окунуться.

Помимо прочих предосудительных деяний, нам было рекомендовано не проповедовать китайцам незаконных религиозных учений. Из соображений гуманизма — мы-то уедем, а обращенным в запрещенную религию китайцам в этой стране оставаться и жить… Звучало очень просто и убедительно.

* * *

К озеру Вэйминху я сегодня подходил четыре раза. Один раз днем, когда мы его обошли кругом с фотоаппаратами, другие — вечером, когда мы его объезжали на велосипедах.

Одна из самых характерных картинок этого озера, встречающихся каждый вечер — группы людей до десяти человек, поднимающих в одинаковом жесте мобильные телефоны с фотокамерами, чтобы снять одну и ту же подсвеченную огнями башню-пагоду, сфотографировать которую без штатива и более-менее серьезной камеры невозможно в принципе. Удивительно, что люди нисколько не смущаются своей одинаковостью и неоригинальностью: мысль о том, что смазанная фотография в моем телефоне, идентичная такой же фотографии в телефоне моего знакомого, уже нисколько не сможет обогатить наш мир — никому из них даже не приходит в голову.

Пагода на озере Вэйминху. Пока у меня нет штатива, сфотографировать ее не удастся

Несколько дальше на берегу того же озера четыре старушки сидели на склоне берега и что-то от души распевали. Это уже не первая для меня песня на берегу университетского озера — накануне примерно в том же месте я встречал трех людей в форме, которые тоже пели и смеялись, возвращаясь откуда-то на велосипедах.

Advertisements

6 thoughts on “Пятый день

  1. Обогатить мир вообще крайне сложно, даже с профессиональной фотокамерой. А мобильные телефоны и вообще цифровая техника имеют целью лишь донести информацию. Другое дело, что эта информация тоже уже никому не нужна в таком количестве и по большей части не найдет адресата, это да.

  2. Дело в том, что китайцам намного меньше нашего свойственно бояться повторения. Интересное место для нас становится в десять раз интереснее, если мы знаем, что идем туда первыми. Для китайцев, думаю, всего в два раза :)

  3. с одной стороны: в Лувре группы туристов почему-то задаются целью переснять все картины. так и движутся – от картины к картине то и дело щелкая камерой. Но они покажут эту картину (!) родственникам или друзьям.
    с другой стороны: обогатить мир может только человек, который сам богат. камера ни при чем. а вопросы, на которые люди пытаются дать ответы по сути не никогда не менялись. ну со времен Конфуция точно)

  4. Спасибо, дельное замечание.

    Мне кажется, что фотографирование чужого шедевра и создание первичной фотографии — немного разные вещи. В первом случае ты не претендуешь на творчество в собственном смысле слова — ты лишь создаешь копию и одновременно с ней — свидетельствуешь о своем соприкосновении с шедевром. Думаю, что покупка открыток отчасти может удовлетворить то же самое чувство, которое движет людьми, снимающими картины в Лувре.

    Когда же я фотографирую пагоду с луной ночью, то я думаю не только о красоте, но и об уникальности: этой пагоды, этой луны, этих облаков, этого уровня воды в озере и так далее. Если кто-то мне в этот момент сообщит, что луна бывает ровно в этой точке каждый месяц, уровень воды в озере никгда не меняется, и моя фотография поэтому не сможет отметить ничего нового вдобавок к тому, что уже было сфотографировано тысячи раз — это может отбить мое желание фотографировать. Или же принудит меня уйти к мысли о том, что я буду первым, кто сделает подобную фотографию из моих соотечественников.

    Если очень кратко, то когда мы видим перед собой мастера, которого очевидно не можем превзойти — мы либо опускаем руки, либо основываем новый вид мастерства (вариант заниматься этим делом по-любительски также приемлем, но ни о каком настоящем мастерстве речи быть уже не может). Китайцы в этом случае, по-моему, ничем не смущаются и просто следуют своим мастерам.

  5. Poigraj s svetochuvstvitel’nostju (gde-to na 800) i ruchnoj vyderzhkoj (rezhim S). Budet ne tak mutno. Pomogaet!

    a fotki nuzhny v pervuju ochered’ tebe na pamyat’, chtoby vspomnit’ svoi zhe emocii, cherez vremya. Otkrytki v etom ne pomogajut.

    A eshe fotki mogut dopolnit’ tekstovoe opisanie, i gorazdo bystree skachat’ svoju, pust’ i ne samogo luchshego kachestva, esli tebe len’ pol’zovat’sya picassoj, ili zhe zapreshajut religioznye predubezhdenija :)

  6. Угу, еще поиграюсь. Еще помогают камни и скамейки на берегу озера, на которые можно поставить фотоаппарат.

    Функции фоток — хороший вопрос. Я их делаю скорее не для воспоминаний, а для информации. Т.е. я таким образом фиксирую информацию для себя и для других. И при этом стремлюсь к тому, чтобы “было красиво”. И мне очень трудно разделить эти два стремления.

    а чем picasa лучше, чем flickr?

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s