Двадцать пятый день

Подул северный ветер, и воздух сильно очистился. Весь день было голубое небо без облаков, исчез смог и было хорошо видно горы в окрестностях Лояна.

В Лояне на протяжении последних лет интенсивно раскапывают захоронения и дворцы восточночжоуских ванов. В одном захоронении выкопали колесницу на шесть лошадей, принадлежащую вану, и в честь нее открыли подземный музей на центральной площади. Музей скромный (подлинных объектов не так много), но познавательный: есть карты западно- и восточночжоуских памятников на территории Лояна и в его окрестностях, хронологические таблицы, точные обозначения того, где, когда и что было выкопано. Ванские дворцы и гробницы имеют очень нехитрые обозначения: захоронение на территории такой-то городской школы или дворец на территории такой-то городской больницы. Поскольку археологический материал все прибывает, а обрабатывать его не успевают, то большая часть выкопанных могил пока не атрибутирована: неизвестно, какие из них принедлежат каким именно из восточночжоуских ванов.

* * *

На набережной реки Лохэ разбит парк, который настолько напоминал парки в наших приморских санаториях, что было немного странно осознавать, что мы находились в самом центре континентального Китая.

* * *

На два часа дня у нас были билеты без места на поезд до Чжэнчжоу. Как оказалось, поезд ехал из Урумчи на восток провинции Хэнань, и по пути успел забиться раза в два выше нормативной вместимости. Те, кто стоял ближе всего к дверям вагона, умудрялись в него пробираться, но они проходили не в основную часть вагона, а в тамбуры, причем количество прошедших туда было так велико, как будто они заходили не в узкий и короткий проход между вагонами, а в отдельный вагон.

Видимо, не на всех станциях от Урумчи (самый запад страны) до Лояна наличие билетов проверяют настолько же тщательно, как в Пекине, где пройти на платформу без билета действительно проблематично. Билеты без места тоже продают до исчерпания определенного лимита, и когда люди входят и выходят из вагонов через окна, это означает, что значительная часть пассажиров этого вагона просто не имеет билетов. Но пытаться в этой ситуации отлавливать и высаживать зайцев было бы полным безумием.

Мы смотрели на это снаружи. Один из железнодорожных служащих подошел ко мне, извинился и порекомендовал ехать на автобусе. Мы почти приняли его предложение и уже поднимались по лестнице, когда к нам подошел другой человек в форме и предложил пересесть в купейный вагон (класса “жесткие места для лежания”) с доплатой. Поначалу мы думали, что “договорились с проводником” примерно так, как это делается в России, но через некоторое время к нам подошел человек в форме с кассовым аппаратом, принял деньги и распечатал билеты того же образца, что и те, которые мы купили на вокзале.

Вагон был заполнен лишь наполовину, чист и прохладен. Из окна раскрывались виды небогатой Хэнани, желтая глина которой была распахана до последнего клочка, пригодного к обработке. Часто на глинистой вершине скалы бывают обустроены терассы, а в их нижней части ютятся дома, представляющие собой скромные фасады из современных материалов, примыкающие к скалам и, видимо, использующие выдолбленные в них пещеры в качестве части жилища. Впрочем, часть жилищ иногда обустраивается и непосредственно в скалах.

Можно было бы подумать, что вы попали на окраину современного Китая, еще сохранившего традиционный быт, но в каком-нибудь километре от этих лачуг выстроена промышленная зона, чистая, сверкающая свежей краской и столь хорошо согласующаяся со стереотипным представлением о бурно развивающемся промышленном Китае. Проехали полкилометра — и снова плоские поля, среди которых стоят обточенные со всех сторон, возвышающиеся над полем без какого-либо подступа, острова-скалы.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s