Сотый день

В последний день перед возвращением нужно было посетить дамбу Санься — самое грандиозное и наиболее спорное китайское сооружение последних лет. Полезность и необходимость дамбы в многосотмиллионной стране, испытывающей нехватку электроэнергии, столь же очевидна, сколь и приносимый ею вред для природы и исторического наследия.

Дорога к дамбе из Ичана занимает меньше двух часов, значительная ее часть проложена в тоннеле, который, по словам экскурсовода, сократил время перемещения в сложном участке с двух часов до 15 минут. Вид из окна на подъезде к дамбе был в эту пору года туманен, но весьма живописен: террасированные поля, разбросанные на склонах дома, цитрусовые деревья.

Из-за того же тумана сама дамба и водохранилище за ней терялись где-то на расстоянии пятидесяти метров. То, что нельзя было увидеть, пришлось восстанавливать по макету, к которому туристов подводят в начале экскурсии. И, разумеется, тут же на горе можно купить сувениры. Сидящий рядом со мной в автобусе китаец-бизнесмен купил большие и толстые, с длинный огурец, карандаши для детей, какие-то стекляшки для украшения офисного интерьера, а когда мы уже выезжали с территории дамбы — угостил меня печеным бататом.

Дамба в тумане

Господин У фуцзянец по рождению, но живет в Баодяне под Пекином. Понимать его было тяжело (носители фуцзяньского диалекта пользуются в этом плане недоброй славой среди самих китайцев), но можно. Вернувшись в Ичан, господин У повел меня в ресторан, где заказал четыре порции разных кушаний и вино — настойку на каких-то травах по правилам китайской медицины. Заплатил он сам: игра с засовыванием денег в его карман не сработала, и остановились на том, что за ужин плачу я.

Ужин, к сожалению, настал слишком скоро (уже в 6 часов было отправление поезда, и нужно было успеть), однако я отвез его на улицу ближе к набережной, где расположена большая часть приличных ресторанов и кафе, а когда господин У побежал к прилавку рассчитываться за нас двоих, успел встрять между ним и официанткой и заплатить сам. В результате всего этого мне пришлось принять соленую рыбу в пластиковой упаковке, купленную им накануне в качестве одного из гостинцев с Янцзы.

Вообще, весь день он был показательно богат. Рядом с дамбой он одаривал меня и экскурсовода конфетами, подошедшему на улице бродячему монаху выдал пятьдесят юаней, от хорошего настроения сел чистить обувь, не имея к тому особой надобности (мелочная, но тоже трата), был расточителен при покупке гостинцев из местных лакомств для родных из знакомых, но меня более смутил его билет. В китайских спальных вагонах общего класса (так называемые “жесткие купе”, есть еще “мягкие купе”) спать можно не на двух, а на трех полках (при этом нет “боковых” полок вдоль прохода). Так вот: у господина У был билет на верхнюю полку, ту самую, которая на 10 юаней дешевле средней и на двадцать — нижней. А поскольку господин У купил билет на день раньше, чем я без проблем взял билет на среднюю полку, то объяснить это отсутствием подходящих мест на момент покупки уже не получится.

Вот и думаю: не подарил ли я господину У случай похвалиться своим преуспеянием и богатством, из тех, что бывают раз в полгода-год?

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s