Сто семнадцатый день

Потянуло объяснять тренеру в тренажерном зале о близости Гуандуна к Вьетнаму и длительной принадлежности его к культурному пространству Юго-Восточной Азии. Произвел впечатление, но, разумеется, не фактами, а самой способностью рассуждать на тему. Разумеется, никакой здравомыслящий китаец не будет всерьез слушать рассуждения иностранцев о китайской истории.

Было бы неверно думать, что современные китайцы не интересуются внешним миром. Они им интересуются, но их интерес имеет в большей степени эстетический характер, чем наш. В европейской заинтересованности внешним миром значительно более выражено стремление погрузиться в объект интереса, в то время как китайцы им просто любуются. Очень популярный здесь жанр сравнений разных стран, культур и этносов служит именно этой цели: выделить какую-то разницу, какое-то отличие и им полюбоваться. Завтра этому же эстетическому чувству будет служить какая-то другая разница.

Например, если полянку с красивым дикорастующим цветком немножко обустроить, убрать из-под него сорную траву и камни, подвести к нему тропинку и пустить рядом искусственный ручеек для пущей красочности — это послужит тому, что эстетическое чувство будет удовлетворено в большей степени. Современные европейцы так не думают. То есть, тропинку-то они подведут, но постараются сделать так, чтобы полянка сохранилась в ее первозданном виде, и все камни с сорной травой останутся на своих изначальных местах. Более того, если убрать камни и траву и обустроить поляну, то у многих европейцев вместо радости при виде цветка будет возникать странное чувство тоски по разрушенной первозданной гармонии. В тех же случаях, когда гармония была уже разрушена чьей-то небрежной рукой, они будут пытаться ее реконструировать — скорее всего, на бумаге, потому что европеец мало верит, что однажды разрушенное, будучи восстановленным, останется самим собой. В общем, сколько ни думаешь, все приходишь к тургеневской мастерской. Современный Китай — большая такая мастерская.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s