О корне всех наших бед

Иногда для того, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, их нужно записать. Недавно меня стала преследовать мысль, которую вкратце можно сформулировать следующим образом:

Постсоветские люди совершенно не умеют общаться, и в этом наша главная беда

Нас с детства приучают к тому, что твой ближний — это твой потенциальный недоброжелатель, и общения с ним следует всячески избегать, если только не возникает крайней к тому необходимости. Усвоение этого урока происходит само-собой: какая-нибудь продавщица в продуктовой лавке поговорит с тобой так, что дальше при каждом походе в магазин стремишься заранее все просчитать и повнимательнее изучить прилавки своими глазами, чтобы никого ни о чем не спрашивать; какой-нибудь торопящийся молодой человек однажды пнет (а потом обругает) тебя так, что дальше стремишься подальше держаться от всех молодых людей в общественном транспорте; какая-нибудь работница библиотеки ответит на твой безобидный вопрос так, что потом десятой дорогой обходишь библиотеки. Я привык продумывать свое поведение до мелочей, сколько бы это не требовало времени, чтобы свести опыт общения с незнакомцами к минимуму. Разумеется, я не говорю о том, что любое общение в нашей среде болезненно — но риск повстречать недружелюбного собеседника настолько велик, что мои усилия по минимизации негативных контактов вполне окупаются.

Важно, что современная постсоветская малообщительность и угрюмость — явление уникальное. Мы любим равняться на Запад и объяснять свои недостатки своей “восточностью”. Однако Китай в этом отношении гораздо больше напоминает Англию, чем Россию. И в Китае, и в Англии незнакомый человек — твой доброжелатель и потенциальный партнер. Проведя в этих обществах несколько недель, с удивлением обнаруживаешь, что незнакомцы играют в твоей команде. В свою очередь, проникаешься командным духом и начинаешь сам активно помогать незнакомцам. Все это происходит без рефлексии: хорошие привычки чужого общества усваиваются сами собой, просто потому что так удобнее жить. Само собой получается улыбаться незнакомым людям в коридорах, здороваться с соседями за обеденным столом и интересоваться у вахтера (если так можно перевести слово porter), как у него дела. Но мне кажется, что на вопрос: зачем незнакомцы помогают мне и зачем я помогаю незнакомцам? — есть и рациональный ответ. Играя вместе, мы увеличиваем командный счет, общество в целом добивается лучших результатов и нам всем становится лучше.

Интерьер общей комнаты (Common Room) одного из оксфордских колледжей
Интерьер общей комнаты (Common Room) одного из оксфордских колледжей

И получается, что и английское, и китайское общества работают заметно эффективнее нашего: прохожий, согласившийся потратить три минуты, чтобы провести меня сквозь замысловатые переулки, экономит мне двадцать минут времени, которое бы я потратил в глупых блужданиях; библиотекарь, обнаружив мое замешательство, сам подходит ко мне с вопросом — этим он не просто экономит мое время, но и помогает мне решить проблему, которую бы без его помощи я не решил. Эффективное общение вполне можно представить как кассу взаимопомощи: когда я кладу туда три минуты своего времени, помогая незнакомцу, я знаю, что смогу получить оттуда три-четыре часа экономии, когда проблемы возникнут у меня самого.

Можно много говорить о том, что общение — это лишь атрибут общества, и пока наше общество не станет более гражданским и культурным, не построит институты, то и культура общения не сформируется. Эта мысль верна лишь отчасти, потому что общество и институты, безусловно, неразрывно связаны с эффективностью общения. Однако недостаток культуры общения, на мой взгляд, — вполне самостоятельная проблема, с которой можно и нужно бороться целенаправленно. В первую очередь — путем создания среды общения и выработки привычки к общению.

Снова к примерам. Если мне в Оксфорде или Пекинском университете нужно организовать встречу и собрать в одном месте несколько человек, то мне достаточно расписаться в журнале и забронировать помещение на определенную дату. В МГУ мне приходилось за планировать все за две недели, собирать паспортные данные возможных посетителей, все это распечатывать в одном месте, подписывать в другом и ставить печать в третьем. Не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что эти милые постсоветскому сердцу бюрократические мелочи убивают в зародыше большую часть мероприятий, которые бы у нас могли проводиться. Удивительно, но в нашей ментальности университеты — это место для слушания лекций и сдачи экзаменов, а не для общения, подомно тому как парламент — не место для дискуссий. Или, если сформулировать ту же мысль смелее: университет — для лекций, а не для студентов.

На самом деле, в современном вузе (да и в современной школе) выработка навыков эффективного общения — не менее важная составляющая образования, чем академическая подготовка. По своим коммуникативным возможностям российские выпускники университетов проигрывает китайским и английским школьникам. И это совсем не преимущество.

6 thoughts on “О корне всех наших бед

  1. С огромным интересом прочитала Вашу статью. С этой точки зрения общество Японии очень похоже на постсоветское общество. Мне это тоже не очень нравится и испытываю неловкость. Чем больше иметь общений с другими, тем глубже должно стать жизнь. И не давно я организовала маленький кружок, все были очень довольны, говоря, почему такого не было…

  2. Большое спасибо, Кахори. Честно говоря, для меня было неожиданностью, что похожие проблемы вы видите в Японии. Мне всегда казалось, что японская вежливость, не имеющая аналогов в мире, должна создавать достаточно комфортный фон для общения. Но, возможно, одной вежливости здесь недостаточно.

    Можно задать Вам дополнительный вопрос? Мы говорили со знакомым о том, что в нашей культуре отсутствие общения в публичном пространстве компенсируется более глубоким, чем на Западе, общением в круге близких друзей. Как Вам кажется, есть что-то подобное в Японии?

  3. Короче говоря, да.
    По моему мнению, в японской культуре везде и всегда играет ключевой роль “красота недосказанности” – про неё часто говорят о картинах (некоторые художники оставляют какое-то пространство), о стишках (требуются навыки намекать много только несколькими словами), но и она тоже считается своего рода искуством общения с другими. В обшем, японцы должны понимать всё, что думают другие, включая что-то несказанное.
    В резулитате японцы успешно создают конфортный фон для общения, если их совеседник – по какой-то мере понятным (с точки зрения професии, специальности, возраста, у него какое образование, женат или нет,и т.д.) человеком, потому что японцы с детства воспытываются, чтобы поступать как следует, не спрашивая ничего прямо собеседника.
    Но, проблемой будет такой случай, например, когда трудно решить, как относится к собеседнику, ведь спрашивать (то есть, признаваться в том, что он не знает) стыдно многим японцам. И по традиции много японцев очень пассивны (или боятся) вступать в контакт с непонятными, или менять отношения друг к другу. Обычно им уютно со своими людьми без неожиданностей.
    Тем не менее, мне кажется, они иногда нуждаются в новой свежей встрече и хотят знакомится с разными людьми, но просто в Японии не принято и не умеют организавать публичное место для общения.

  4. Большое спасибо, то, что Вы сказали, очень интересно!
    Мне кажется, что культура общения в любой стране создает рамки и определяет правила, которым мы все следуем. В общении всегда присутствует то, что мы высказываем прямо, и то, что мы только подразумеваем. Но каждое общество самостоятельно определяет для себя, что считается подразумеваемым, и что позволяется высказывать прямо. Мы все действуем в достаточно жестких рамках; эти рамки ограничивают и направляют наше общение, наши мысли и наши действия.

  5. Добрый день, Александр!
    Спасибо за положительный отзыв! Нет, в ЖЖ я не присутствую.

Leave a Reply

