Немного об оксфордских русистах

Сегодня во время “русского обеда”, который проводится у нас в колледже раз в триместр, немного побеседовал с преподавателями русского языка и истории о том, как они работают со студентами.

Отдельного отделения русистики здесь нет, поэтому русисты относятся либо к факультету современных языков, либо к истории, международным отношениям и т.д. Однако все бакалавры-русисты сосредоточены на факультете современных языков. В международные отношения и политологию они переходят только начиная с магистратуры. При этом чистых русистов практически нет: большинство студентов, помимо русского, изучают еще какой-нибудь иностранный язык.

Подавляющее большинство поступающих уже изучали русский в школе и в какой-то степени им владеют. Ситуации, когда студенты изучают язык с нуля, исключительны, но иногда это случается, и таким людям приходится очень тяжело работать. Если кому-то хочется усовершенствовать свой русский в естественной языковой среде, они могут воспользоваться возможностью провести год в России, чаще всего в Ярославле (хотя к нам в ИСАА МГУ тоже приезжали оксфордские студенты-русисты, чтобы… изучать в Москве китайский).

На первом курсе читают общий курс русской литературы от Державина до Довлатова. Стараются держаться ближе к тексту, подбирая небольшие по объему произведения (несколько стихотворений Державина, “Мцыри” Лермонтова, “Медный всадник” Пушкина и т.д.). Во время экзамена от студентов требуют знания произведений близко к тексту — нужно быть в состоянии дать обстоятельный языковой и содержательный комментарий к случайному фрагменту изученного ранее произведения. Со второго курса занятия ведутся уже на индивидуальной основе (так называемые tutorial), и преподаватели подбирают те произведения и те периоды, которые интересны конкретным студентам, поэтому каждый год им приходится преподавать что-то новое.

Примерно так же ведется работа с магистрами и докторантами, у каждого из которых свои интересы. Насколько я могу судить, здесь очень популярно сравнительное литературоведение: писать диссертацию про одного Достоевского скучно, а если вместе с Бальзаком — интереснее.

Что касается уровня студентов, то в Оксфорде на это, в целом, не жалуются, хотя жалуются на школьную систему. В частности, лет пятнадцать назад преподавание иностранных языков в британских школах перестало быть обязательным, в результате качество изучения иностранных языков сильно снизилось, причем этот спад продолжается до сих пор. Однако студенты приходят способные, и благодаря этому университету удается выравнивать баланс. Немного уходя от темы, замечу, что изменения в системе образования затрагивают не только преподавателей иностранных языков: пожилой профессор-антиковед, с которым я ранее беседовал на ту же тему, признался, что нынешние студенты очень мало начитаны. Впрочем, он не стал жаловаться на всеобщий упадок, отметив, что современные студенты, несмотря на менее солидную подготовку, пишут гораздо интереснее.

Вообще, между русистикой и антиковедением в Оксфорде больше общего, чем может показаться: такие специальности, как правило, выбирают не для куска хлеба, а в силу достаточно глубокой личной заинтересованности в чем-то из области разумного, доброго и вечного.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s