Почему китайские и западные ученые не понимают друг друга?

В западной академической традиции (включая Россию) думать самостоятельно — это насущная необходимость. К этому приучают, этого требуют, и после нескольких лет пребывания в академической среде свобода мысли входит в привычку и воспринимается как неотторжимое право, которым можно пренебречь только по лености.

Башня Боята в Пекинском университете
Башная Боята. Одно из самых известных строений в кампусе Пекинского университета

В китайском академическом сообществе право на свободу мысли нужно заслужить. Для этого нужно быть очень амбициозным и очень талантливым: по компетенции нужно сравняться с учителями или даже превзойти их. Нужно в совершенстве освоить ремесленную составляющую своей науки (любая серьезная академическая работа включает большой элемент ремесла), и только после этого сообщество признает за тобой право на собственные идеи. Это сообщество уважает мастеров, а не изобретателей. Разница между этими двумя фигурами очень существенная: мастер совершенствуется в преподанной ему традиции и осмеливается улучшать ее только тогда, когда сам в полной мере ей овладеет, в то время как изобретатель, знакомится с традицией лишь для того, чтобы понять, чего ему в ней не хватает, а поняв, компенсирует обнаруженный пробел собственным изобретением.

Оба подхода, превратившись в догму, порождают толпы инвалидов. Китайский культ мастерства отсекает право на свободу мысли у всех, за исключением горстки людей исключительных способностей, способных полностью освоить мастерство в считанные годы, в то время как большинство людей со средними и даже с хорошими данными навсегда остаются в роли подмастерьев. Западный культ изобретательства порождает толпы крикунов, неспособных на подлинные открытия, но позволяющих себе “оригинальничать”, не ознакомившись толком с тем, что уже создано до них.

Башня Карфакс, Оксфорд
Башня Карфакс. Центральное сооружение Оксфорда (фотография Martin Petitt)

P.S. Все вышесказанное касается только гуманитарных наук и отражает лишь личные ощущения автора; кроме того, и в западной, и в китайской академической среде всегда можно найти сотни исключений из общих правил.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s